Осторожно! Игрушки!
В настоящее время существует огромное количество игрушек для детей, но количество не всегда означает качество. И дело не в характеристиках материала, а в какой форме они представлены и какую смысловую нагрузку они несут.
Сейчас, к сожалению, большое распространение получили
игрушки-монстры. Эти игрушки лишены эстетической красоты и смыслового содержания. Психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два несовместимых понятия «Детские игрушки» и «Опасность». Кто бы мог подумать, что в начале 21 века нам придется опасаться игрушек!
Ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и репликами. Игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, в них запрограммирован сюжет «охотник и жертва».Игрушки-монстры олицетворяют собой мутации человека, роботы-трансформеры - являются слиянием человеческой натуры и оружия. И становится понятно, к чему это может привести. Играя в такие игры, дети не получают достаточного развития психических процессов высшей нервной деятельности и моторики. А наоборот проявляют несдержанность, раздражительность, агрессию, утрачивают человечность и милосердие.
В русских народных сказках встречаются и змей Горыныч и другие Чудовища, но они всегда выступают на стороне зла! Положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.
Совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек-монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Халк, Киборги, куклы-монстры, добрые-вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ таких двойных стандартов, является , то что ОНИ СТИРАЮТ ГРАНЬ МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ!
Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в те игры и с теми игрушками, которые этому способствуют. Для девочек это прежде всего, игры с обычными куклами, старые добрые ролевые игры «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т.д. Для мальчиков –машинки, солдатики, конструкторы, наборы для ролевых игр «Пожарники», «Строители», «Полицейские», «Спортсмены»…
Помощь взрослых заканчивается не только покупкой новой игрушки, но и важно ввести ребенка в игру, помочь ему взаимодействовать. Только тогда ребенок подхватит с удовольствием это занятие.
Дорогие родители!
- Проанализируйте, что смотрит ваш ребенок по телевизору, не переносит ли он оттуда в свою игру сцены жестокости и агрессии.
- Помните, что игрушка является носителем и инструментом передачи культуры и социальных ролей, а ее внешний вид и агрессивное содержание может негативно сказаться на эмоциональном развитии младшего дошкольника.
- Задумайтесь, развитию каких процессов (внимание, памяти, мышления) содействует эта игрушка.
- Остерегайтесь игрушек несущих негуманную смысловую нагрузку, имеющих уродливый и агрессивный внешний вид.
- Не идите на поводу у ребенка, если игрушка, по вашему мнению, не соответствует вышеперечисленным требованиям, не стоит ее покупать. Доброжелательно побеседуйте с ребенком и предложите купить что-то другое.